Собаки
и черепа
в гештальт теории

Гештальт — группа принципов визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в 20-х годах. Является фундаментальной основой графического дизайна
ОТРЫВОК ИЗ УРОКА
Здравствуйте! Добро пожаловать в серию статей по графическому дизайну для начинающего дизайнера. В первой части большой темы о базовых элементах я рассказывал о точках, линиях и плоскостях. Сегодня буду рассказывать о гештальте. В моём блоге я уже рассказывал о гештальт принципах в графическом дизайне. Далее — черепа и русалка от Октавио Окампо, логотипы и собаки. Поехали!
«Пустое пространство следует рассматривать как активный элемент, а не пассивный фон» — Ян Чихольд

Что такое гештальт принципы

Гештальт в изображении. Когда зритель обрабатывает, казалось бы, случайное расположение черных фигур на белой странице (слева), человеческая тенденция находить и распознавать узоры позволяет появиться изображению далматина (справа) под лиственным деревом.
Хотя гештальт и его принципы относятся к психологии и связанны с «поиском шаблонов» человеческой мысли, графические дизайнеры и художники применяют гештальт-теории, как способ создания надежной основы для пространственной организации графической информации. Для художников и графических дизайнеров существует два широких компонента, которые учитываются при применении принципов гештальта к композиции:
  • Отдельные части композиции, точки, линии и плоскости, можно анализировать и оценивать, как отдельные компоненты.
  • Цельная композиция, которая отличается суммой взятых частей и в конечном итоге создает новый компонент.
Разберем рисунок с собакой. В то время как изображение может быть разбито на отдельные черные фигуры, именно расположение всех этих элементов в кадре дает всему изображению ощущение собаки в сцене. Именно как расположены черные пятна — по отношению друг к другу и границам изображения позволяет узнаваемому изображению появляться в нашем сознании. Именно эта гешталь-организация воспринимается зрителем как общая композиция, а не отдельные элементы.

◼︎ ◼︎ ◼︎

Аналогичным образом, когда графические дизайнеры создают плакат, они не только тщательно подбирают типографику, изображения и иллюстрации, которые они собираются использовать, но также и то, как все эти отдельные элементы будут существовать и соотноситься друг с другом в логическом пространстве. Организация всего плаката — определение того, где и как все элементы будут соотноситься и усиливать друг друга. Именно это заставляет дизайн работать и доносить свой замысел до зрителя.

Закон фигура-фон в логотипах. Хотя фигура (слева) и фон (в центре) самодостаточны и узнаваемы, в комбинации фигура-фон символ запоминаются лучше.
Дизайн и расположение фигур жизненно важны для создания успешного символа. На изображении с логотипом Shell демонстрирются отдельные элементы: желтая фигура и красный фон. При объединении создаётся не только узнаваемый образ, морская раковина, но и рождается корпоративный символ. Хотя каждый из элементов успешен сам по себе, сочетание фигуры с фоном рождает наиболее удачный образ.

◼︎ ◼︎ ◼︎

Цель урока, который входит в онлайн курс по графическому дизайну, научить законам гештальта. Как успешно выстроить коммуникацию в дизайне узнаете в блоке «Гештальт: правила дизайна» из платного курса графического дизайна.

Об авторе курса

Привет, я — Евгений. Работаю арт-директором в Креативной студии Бренда. Чтобы стать дизайнером, я учился в художественном училище, затем в Архитектурной академии.
Я всю жизнь занимался тем, что изучал дизайн и искусство. Исследуя базовые темы по графическому дизайну я решил создать онлайн-курс. На русском языке очень мало контента, который мог бы помочь разобраться в основных принципах дизайна. Этот бесплатный курс является базовой основой для тех, кто хочет найти ответы о законах гештальта, теории цвета и принципах дизайна.

brenda.ru | @e_borodin
Бородин Евгений
арт-директор
Это отрывок из урока «Гештальт: баланс, ритм и единство», который входит в онлайн-курс. Урок создан для понимания группы принципов визуального восприятия. Принципы разработаны немецкими психологами в 20-х годах. Основаны на теории, что «организованное целое воспринимается как большее, чем сумма его частей». Является фундаментальной основой графического дизайна
Скриншот страницы третьего урока онлайн курса по графическому дизайну.
Хотите узнать больше о графическом дизайне? Подпишитесь на бесплатную версию онлайн курса по графическому дизайну на этой странице.
Купить курс можно уроками. В этой статье использованы материалы из второго урока платного онлайн курса по графическому дизайну.

Готовы начать?

С бесплатной версии онлайн курса по графическому дизайну