Пять удивительных иллюзий

Мы видим иллюзии и понимаем, что нас обманывают. Создание дизайна — это как магия. Основные актеры в дизайне это простые фигуры, линии и точки.
ОТРЫВОК ИЗ БЛОКА «ГЕШТАЛЬТ: БАЛАНС, РИТМ М ЕДИНСТВО»
Здравствуйте! Добро пожаловать в онлайн-курс по графическому дизайну. Ранее я рассказывал о собаках, черепах и принципах в гештальте. Сегодня — иллюзии в творчестве художника и дизайнера.
Иллюзия (лат. illusio «заблуждение; обман») — обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию

Закон смыкания и треугольник Канижа

Иллюзия — треугольник итальянского физиолога Канижа.
Что вы видите? Я вижу черный контур треугольника, 3 круга и белый перевернутый треугольник. Но это не так. На самом деле на рисунке только черные линии и «пэкмены», но наше сознание «создает» белый невидимый треугольник.

Ответ на вопрос «почему мы видим белый треугольник», отвечает гештальт теория. Один из ключевых законов гештальт-психологии — закон смыкания. Мы «превращаем» абстрактные понятия в якобы реально существующие феномены. Наш ум автоматически заполняет пропущенные пробелы в информации.

Закон смыкания в гештальте

Разум поставляет недостающие фрагменты в композиции, если достаточно заметных существенных признаков. Простые формы требуют немного подсказок, в то время как более сложные могут показаться неполными и заставляют зрителя работать усерднее, чтобы заполнить пробел. Закон смыкания ярко выражен в дизайне логотипов.

Полный урок о законах восприятия в дизайне

Больше узнать о законах и принципах гештальт-теории можно в платном уроке онлайн-курса: «Гештальт: баланс, ритм и единство».

Принцип сходства в дизайне

Закон гештальта, принцип сходства
С помощью разных форм и цвета дизайнеры оказывают влияние на наше визуальное восприятие. Зеленый оттенок направляет ваш взгляд и меняет смысл послания. Закон группировки в гештальте гласит о том, что люди группируют объекты, которые похожи друг на друга цветом, текстурой и формой.

В дизайне это может быть применено к шрифтам, цветам, тексту и стилям заголовков. Люди различают схожие объекты на основе их визуального сходства. Слева вы прочтете «Миру — да», а справа «Нет — миру».

Закон сходства в гештальте

Люди группируют объекты, которые похожи друг на друга не только с помощью пространства. В дизайне это может быть применено к шрифтам, цветам, тексту и стилям заголовков.
Принцип сходства гласит, что при равных условиях восприятие позволяет увидеть общности и различия одного и того же объекта. Люди различают схожие объекты на основе их визуального сходства. Принцип сходства доминирует над принципом близости. Вы увидите фигуру из цифр 7, прежде чем увидите элементы с цифрой 8.

Иллюзия отрезков Мюллера-Лайера

Линия в середине кажется длиннее линий по краям. Иллюзия отрезков Мюллера-Лайера.
Отрезок линии, который заканчивается «стрелками», кажется короче отрезка с «хвостовыми» окончанием. Иллюзия была впервые описана немецким психиатром Францем Мюллером-Лайером в 1889 году.

Одна из гипотез (Gregory, Day, Leibowitz) предполагает, что человек интерпретирует обе картинки как плоское изображение перспективы. Стрелочки на концах отрезков, а также схождение косых лучей в одной точке иллюстрируют внешний и внутренние углы. Внешний ближе к наблюдателю, а внутренний — дальше от него.

Иллюзия Эббингауза

Иллюзия Эббингауза или круги Титченера
Иллюзия Эббингауза или круги Титченера — пример оптической иллюзии восприятия относительных размеров. Зеленый кружок внутри серых кажется меньше своего «брата» справа.

Я слышал историю от бабушки, как этот принцип используется в жизни. Мой дедушка из армии присылал фотографии, где он стоит с друзьями, но они всегда были ростом ниже и не «вышли» лицом. В сравнении с «неказистыми» товарищами дедушка выглядел намного привлекательней.

Женщины, чтобы выглядеть «хрупкими», носят большие сумки. Как использовать этот принцип в дизайне? Всегда учитывайте масштаб. Если у вас в дизайне плаката огромный слон и маленькая мышь, то скорее вам придется продумать композиционное решение, чтобы маленькая мышь не была размером с бусину. Старайтесь не располагать в дизайне с крупными предметами очень мелкие, сохраняйте гармонию.

Черепа Октавио Окампо

Слева Октавио Окампо, Череп. Справа — Петя и волк
Мексиканский художник-сюрреалист пишет свои картины, наполненные иллюзиями. Соединяя реалистические и метафорические образы, художник играет нашим сознанием. Октавио Окампо (см. рисунок слева) использует теорию Гештальта, чтобы сообщить свое использование формы и ритма для создания скрытых изображений (в данном случае, черепов) из, казалось бы, не связанных изображений и форм. Подробнее о гешталь-теории в графическом дизайне.

Иллюзии являются частью нашего восприятия. Существует мнение, что иллюзии, искажающие реальность, запускают творческие процессы. Используйте их силу в визуальной коммуникации.

Хотите влиять на визуальное восприятие? Как используются гештальт принципы в создании логотипа узнайте на онлайн-курсах по графическому дизайну.

Закон фигура-фон в дизайне логотипов

Закон фигура-фон в логотипах. Хотя фигура (слева) и фон (в центре) самодостаточны и узнаваемы, в комбинации фигура-фон символ запоминаются лучше.
Дизайн и расположение фигур жизненно важны для создания успешного символа. На изображении с логотипом Shell демонстрирются отдельные элементы: желтая фигура и красный фон. При объединении создаётся не только узнаваемый образ, морская раковина, но и рождается корпоративный символ. Хотя каждый из элементов успешен сам по себе, сочетание фигуры с фоном рождает наиболее удачный образ.

Закон гештальта фигура-фон

Фундаментальная концепция дизайна: контраст черного и белого, переднего и заднего плана. Наше сознание балансирует равновесием восприятия фигуры и фона, в результате чего зритель не уверен в том, что он видит.
Самым известным примером восприятия фигура-фон, вероятно, является рисунок лица-вазы (см. рисунок), который описал датский психолог Эдгар Рубин. Этот рисунок иллюстрирует один из ключевых принципов гештальта фигура-фон. Отношения между фоном и фигурой нестабильны, поэтому мы можем видеть и лицо и края вазы.

Гештальт: правила дизайна. Платный урок онлайн-курса

499
р.
499
р.
Онлайн-курс
Предзаказ урока «Гештальт: правила дизайна» по теории графического дизайна.
Курс предназначен для дизайнеров, менеджеров, маркетологов и предпринимателей.
Урок дает понимание того, как аудитория воспринимает графический дизайн. В уроке много примеров с логотипами и проектами по графическому дизайну.

Об авторе курса

Привет, я — Евгений. Работаю арт-директором в Креативной студии Бренда. Чтобы стать дизайнером, я учился в художественном училище, затем в Архитектурной академии.
Я всю жизнь занимался тем, что изучал дизайн и искусство. Исследуя базовые темы по графическому дизайну я решил создать онлайн-курс. На русском языке очень мало контента, который мог бы помочь разобраться в основных принципах дизайна. Этот бесплатный курс является базовой основой для тех, кто хочет найти ответы о законах гештальта, теории цвета и принципах дизайна.

brenda.ru | @e_borodin
Бородин Евгений
арт-директор
Click to order
Cart
Total: 
Your Name
Your Email
Your Phone