1970-е. Модернизм в фирменном знаке
Хороший дизайн — хороший бизнес. Pentagram и другие дизайн-студии.
1980-е. Постмодернизм. Динамичные знаки и логотипы
MTV и новый подход к товарному знаку
1990-е. Начало компьютерной эры
Первые графические программы: Illustrator и Photoshop открывают новые возможности в дизайне лого
2000-е. Объемные знаки и логотипы
Карамельный дизайн, глянец и псевдо 3Д. Влияние мобильных технологий на дизайн знаков.
2010-е. Тренды в дизайне знаков и логотипов
Логолоунж, Бил Гарднер. Бренды бросают логотипы, чтобы стать проще.
2020-е. Адаптивный товарный знак
Влияние цифровой эры на товарный знак. Адаптивность к мобильному миру.

О книге «Современная история дизайна товарного знака и логотипа»

Современная история дизайна товарного знака и логотипа —уникальный учебник с интерактивным дизайном и оригинальной версткой большого количества изобразительного материала. В онлайн-книге представлено подробное изучение феномена товарного знака начиная с XIX века до наших дней. Дизайн издания создан для удобного изучения на мобильных и десктопных экранах.

Зачем знать историю товарного знака и логотипа»

Зачем современному дизайнеру знать историю создания товарных знаков? Вот три причины — не зная прошлого, невозможно создать что-то новое, сравнивая прошлое и настоящее, вы видите будущее, и в третих — дизайнеру важно изучать историю, традиции и культуру, чтобы формировать актуальный язык знака.
Являетесь вы начинающим дизайнером или профессионалом, полезно оглядываться назад и просматривать работы знаковых дизайнеров, таких как Рэнд, Деффке или Сол Басс.

Привет, друзья. Меня зовут Бородин Евгений, я креативный директор студии Бренда и автор учебника «Грамматика графического дизайна для начинающих». В этой главе рассмотрим историю создания первых товарных знаков. Узнаем эволюцию, откроем незаслуженно забытых дизайнеров, Вильяма Деффке, Карла Шульпига, Люсьена Бернхарда.

В главе будут термины, ссылки на книги и дополнительные материалы. Как всегда, в руководстве будут примеры и качественное оформление контента, поэтому даже опытному дизайнеру будет интересно узнать что-то новое. Добро пожаловать в современную историю дизайна товарного знака.
Первые товарные знаки
1900-е. Революция Питера Беренса
Бренды упрощают товарные знаки, бросив украшательства и лишние детали.
Время промышленной революции и первые зарегистрированные товарные знаки: Bass Pale, Procter&Gamble.
Индустриальная революция и первые европейские школы дизайна и архитектуры.
1930-е. Ранний модернизм, швейцарский товарный знак
Создание первой классификации товарных знаков. Швейцарский дизайн.
1940-е. Влияние Америки на графический дизайн
Раймонд Лоуи, Пол Рэнд и влияние немецких дизайнеров на Американский дизайн.
1950-е. Рождение профессии дизайнера
Бренды упрощают товарные знаки, бросив украшательства и лишние детали.
1960-е. Современный
дизайн знака

История современного товарного знака

(предзаказ по спец. цене)
399
р.
599
р.
Почему сегодня специальная цена со скидкой? Готовы только первые 6 глав, остальные будут дописаны в течении 2022 года. Все, кто купил со скидкой, получат учебник в полном объеме.
История современного товарного знака
(предзаказ по спец. цене)
Почему сегодня специальная цена со скидкой? Готовы только первые 6 глав, остальные будут дописаны в течении 2022 года. Все, кто купил со скидкой, получат учебник в полном объеме.
399
р.
599
р.
Сейчас мы переживаем период взрыва нашей профессии. Все больше и больше молодых дизайнеров выходят на рынок. Для начинающих дизайнеров, как и для тех, кто давно в профессии, детальное знание прошлого является единственной гарантией блестящего будущего. Новые технологии открыли перед всеми нами невообразимые возможности, но настоящая задача заключается не в обучении машины, а в обучении ее оператора.
Массимо Виньелли
Итальянский дизайнер, автор книги «Каноны». Профессионал айдентики и промышленного дизайна
Для начинающих дизайнеров, как и для тех, кто давно в профессии, детальное знание прошлого является единственной гарантией блестящего будущего.
Массимо Виньелли
Итальянский дизайнер, автор книги «Каноны». Профессионал айдентики и промышленного дизайна

Основные разделы книги «История дизайна знака и логотипа»

Время промышленной революции и первые зарегистрированные товарные знаки: Bass Pale, Procter&Gamble. Викторианский стиль, эпоха искусства и ремесел.
Не заслуженно забытые мастера корпоративного знака — Вильгельм Деффке и Карл Шульпиг. Пионеры модернизма в товарном знаке.
Бренды начинают понимать, что чем проще, тем лучше и упрощают товарные знаки, бросив украшательства и лишние детали.
1890
Первые товарные знаки из Англии
1930
Модернизм в дизайне товарного знака
1920
Корпоративный знак из Германии
Джей Доблин классифицировал товарный знак на две группы: знак и логотип. Швейцарский дизайн.
Раймонд Лоуи, Пол Рэнд и влияние немецких дизайнеров на Американский дизайн товарных знаков
Эра абстрактного знака, Сол Басс, Пол Рэнд. Первые гайдлайны по фирменному стилю Лестера Билла.
1940
Влияние Америки на графический дизайн
1960
Современный дизайн знака
1950
1950-е. Рождение профессии дизайнера
Разработан знаменитый логотип IBM, созданный Полом Рэндом Дизайнеры открыли негативное пространство в знаках: IBM, WFF, Pepsi, VW.
С фразой «Дамы и господа, рок-н-ролл» на свет появился знаменитый логотип MTV. Новый подход к товарному знаку
Первые графические программы Photoshop и Illustrator упрощают создание знаков.
1970
Современные дизайнеры товарных знаков
1990
Компьютерный век и новые возможности
1980
Создание динамичных товарных знаков
Карамельный дизайн, глянец и псевдо 3Д. Влияние мобильных технологий на дизайн знаков.
Логолоунж, Бил Гарднер. Бренды бросают логотипы, чтобы стать проще.
Влияние цифровой эры на товарный знак. Адаптивность к мобильному миру.
2000
Мобильная эпоха и 3D дизайн в знаках
2020
Адаптивность к цифровому миру
2010
Упрощение в дизайне знаков и логотипов
Важное замечание!
Если по какой-то причине вы не можете открыть ссылку, то следуйте подсказке. Сначала поищите ссылку в интернет архиве https://archive.org/web/. Если ссылка идет на мои материалы, то дайте мне знать любым удобным способом.

Как пользоваться книгой «История товарного знака и логотипа»

Онлайн-руководство «История товарного знака» состоит из основных и вспомогательных областей. К основным элементам относятся навигация и контент, к вспомогательным — подсказки, термины и материалы для дополнительного изучения. Навигация состоит из главного и дополнительного меню. Главное меню раскрывает навигацию по основным главам, дополнительное помогает ориентироваться по пунктам главы.

Издание разбито по декадам. Начало издания начинается с момента регистрации первого товарного знака Bass Pale, который в Английском реестре знаков имеет №1. Вторая декада посвящается пионерам корпоративного знака из Германии — Вильяму Деффке, Карлу Шульпигу и др. дизайнерам. Последняя декада рассказывает о знаках нашщего времени и общих визуальных трендах в дизайне лого.
Подведите курсор мышки к точке с плюсом, чтобы увидеть дополнительную информацию
Каждая глава начинается с заголовка и вступления. Вступление обобщает основную мысль главы.
В теле основного текста встречаются ссылки на подсказки, которые содержат информацию о дизайнерах, книгах или терминах. Ссылки оформляются подчеркиванием.
Изображение — иллюстративная врезка в основном тексте.
Быстрый доступ к содержанию учебника. Подведите мышку к верху меню, чтобы открыть краткое содержание всего издания.
Эта часть меню служит навигацией по основным разделам главы. Чтобы открыть, подведите курсор мышки к верхнему меню.
Нажмите на кнопку Вход, чтобы войти в личный кабинет пользователя.
Пример всплывающей подсказки в главе Первые товарные знаки. Подсказка используется для коротких поясняющих текстов к важной информации в учебнике. Может содержать изображение и еще одну ссылку на первоисточник
Это издание создано с целью обобщить собранную информацию о созданных знаках и логотипах. Организовано как временная линия взаимосвязанных событий, объединенная важными событиями, повлиявшими на дизайн символа бренда.
Каждая глава это декада, посвященная важным историческим моментам в жизни знака, дизайнера или события.

Возможно, в ближайшем будущем появятся интерактивные тесты домашние задания с ответами. В случае, если вы купили учебник на ранней стадии заказа, то ваша копия будет пополняться дальнейшими бесплатными обновлениями.

Бесплатные фрагменты издания «История товарного знака и логотипа»

Уникальный учебник по истории знака и логотипа имеет интерактивный дизайн и оригинальную верстку с большим количеством изобразительного материала. Подробное изучение феномена товарного знака с XIX века до наших дней создано для удобного прочтения на мобильных и десктопных экранах. Учебное пособие для маркетологов и начинающих дизайнеров, студентов и преподавателей.

Хотите получить бесплатные фрагменты и узнать больше о дизайне знака и логотипа"?

Заполните форму и получите на почту бесплатные части из истории товарных знаков и логотипов. Книга планируется выйти в мае 2022 года, но уже сейчас можно сделать предзаказ и получить книгу со значительной скидкой.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Глава №1. 1875-й
Первые товарные знаки

Вы знали, что первым товарным знаком считают Bass Pale? А видели первый логотип Audi, созданный Люсьеном Бернхардом? Если стало интересно, то в первой главе представлены товарные знаки, созданные в Викторианском и ар-нуво стилях, выход первых Законов о регистрации интеллектуальной собственности, знак Венского веркбунда и логотип Audi, который вы точно не видели.
Ford
Товарный знак Ford имел вид эмблемы в стиле модерн, с листьями и растительным орнаментом. Знак был черного цвета. Буквы были расположены по волне, с дескриптором «Детройт, Мичиган». Дизайнер: Childe Harold Wills.
Nestle
Имя бренда Nestlé был названо Анри Нестле в 1868 году в честь фамилии на немецком языке, (маленькое гнездо), а знак был создан на основе дизайна фамильного герба. Это было традиционное решение для конца XVII века. Дизайнер: неизвестно.
Pelikan
Немецкий производитель письменного, офисного и художественного оборудования. Была основана в Ганновере в 1838 году. Знак появился на основе фамильного герба основателя компании Пеликан. Дизайн: Гюнтер Вагнер.
Allianz
Allianz была основана в 1890 году в Берлине, Германия. Cо времени своего основания и по сей день компания ведёт свою деятельность на всех основных финансовых рынках мира..
История лого Bayer
Всемирно известный визуальный символ группы компании Bayer — это крест из 5-и букв. Пол Рэнд в эссе «Мысли о дизайне» отмечает, что крест является идеальным союзом мужской вертикали и женской горизонтали. Смею предположить, что крест — это «Развитие жизни» визуальная метафора позиционирования бренда.
Bayer — немецкая корпорация, основана в Бармене, Германиия в 1863 году. Основатели — Фридрих Байер, Иоганн Фридрих Вескотт. Широкую известность бренду принесла марка аспирин. Источник: bayer.com
В 1863 году компания получила свой первый патент на изобретение и Bayer потребовался «товарный знак как знак качества и уникальный идентификатор». Первые три знака Bayer были яркими примерами дизайна эмблем Викторианской эпохи.
В 1900 году, после выхода компании на международные рынки Bayer потребовался простой и лаконичный знак, который бы хорошо идентифицировал бренд среди конкурентов. Не ясно кто является дизайнером печати Bayer, согласно архивам, знак мог родился в Германии, благодаря Хансу Шнайдеру. По второй версии — автором является доктор Швейцер из Нью-Йорка, которого не устраивало длинное и неразборчивое немецкое название Farbenfabriken vormals Friedr. Bayer & Co.
В 1881 году компания остановилась на геральдической эмблеме с двухвостым львом, держащим решетку, на которой был замучен покровитель города, Святой Лаврентий. Знак был основал на истории герба города Эльберфельд, где в то время располагалась штаб-квартира. Спустя 5 лет, в 1886 году знак изменился — его богато украсили декоративными элементами, за количеством которых сложно разглядеть рыцарский шлем с украшением из перьев. В 1895 году эмблема стала изображением крылатого льва, стоящим над земным шаром и держащим кадуций.
1895
В новом лого появился крылатый лев, стоящий на фоне земного шара.
1881
Фридрих Байер основал компанию Friedrich Bayer et comp.
1886
В товарный знак Bayer добавили декоративные украшения: шлем и природные мотивы.
Tilda Publishing
Вверху реклама с изображение товарного знака Bayer версии 1929 года. По центру внизу дизайн аспирина с товарным знаком 1895 года. На знаке двухвостый лев с решеткой, по краям слова на английском «Trade» и «Mark».
В 1929 году название бренда написано брусковым шрифтом без наклона. Буквы, расположенные по горизонтали и вертикали пересекались в точке «Y», образуя симметричный и устойчивый знак. С тех пор крест Bayer не менял свои традиции, оставаясь современным товарным знаком.
Следующее кардинальное изменение в товарном знаке произошло в 1989 году. Крест стал комбинированным знаком, слева добавился логотип, а снизу две полоски — зеленая и синяя, которые символизировали свежесть и современность. В последующие годы компания отказалась от этого варианта и вернулась к традиционному виду таблетки.
В связи с увеличением экспорта и расширением географии бизнеса в 1904 возникла потребность в изменении дизайна знака. Сначала исчезло длинное название компании на немецком языке, а затем и наклон в логотипе. За год дизайн изменился и приобрел привычный потребителям вид таблетки.
В 2002 году круг дополнился тремя цветами и градиентом. Буквы стали светло-серого цвета. Сам знак получился объемным и современным. Конечно, согласно тенденциям в дизайне знаков 2000-х годов.

В 2010 крест Bayer снова модернизировался и стал отвечать тенденциям упрощения. Дизайнеры избавились от объема и сделали знак плоским, но оставили градиенты. Буквы внутри круга стали контрастнее.
1929
Тот самый знак, который без изменений «дожил» до наших дней.
1904
Версия упрощенного штампа, который хорошо смотрится на любых носителях.
1904
Переходной вариант знака. От прошлого знак унаследовал длинное название из будущего — узнаваемый крест.
2010
Упрощенная версия 2002 года. Знак стал более плоским и простым.
2002
Первая цветная версия знака. В буквах и кольце виден объем, который задавал тренды в 2000-х годах.
1989
В товарный знак добавили логотип и две линии. Знак стал комбинированным. Вероятно, на вид знака повлиял дизайн упаковки.
Дополнительные материалы
  1. Logo Life: Life Histories of 100 Famous Logos. Отрывок из книги на Issuu, в облаке PDF
  2. Landor partners with Bayer to hone its brand, Landor website.
  3. The Bayer Cross – Logo and Landmark, Bayer website.
  4. The Bayer Cross, «your guarantee of purity», Logodesignlove, website.
  5. A New Look for the Bayer Cross, webarchive.
  6. Bayer Logo History, youtube.

Дополнительные материалы

  1. Logo Life: Life Histories of 100 Famous Logos. Отрывок из книги на Issuu, в облаке PDF
  2. Landor partners with Bayer to hone its brand, Landor website.
  3. The Bayer Cross – Logo and Landmark, Bayer website.
  4. The Bayer Cross, «your guarantee of purity», Logodesignlove, website.
  5. A New Look for the Bayer Cross, webarchive.
  6. Bayer Logo History, youtube.
Logo Life: Life Histories of 100 Famous Logos
В книге даются 100 кратких истории про знаковые лого: Apple, Coca-Cola, Nike и девяносто семь товарных знаков. Интересно узнать визуальную эволюцию брендов и понять мотивы, которые толкают компании на постоянное изменение знаков.
Интересное решение было предложено Landor в 2017 году. Они сформировали новое видение бренда и визуальный облик креста. Кольцо делится по диагонали на две части, придавая динамику знаку и делая символ современным.

Байерный крест — ключевой элемент айдентики компании, он отвечает современным вызовам в графическом дизайне, оставаясь в рамках немецких традиций.
Сочетая традиции
с современностью
2017
Редизайн Bayer от Landor делает товарный знак снова современным, динамичным, открытым и личным.

Глава №2. 1920-е
Пионеры товарных знаков Карл Шульпиг и Вильгельм Деффке

Вероятно, вы будете удивлены, но отцами современного товарного знака принято считать дизайнеров из довоенной Германии. Забытые всем миром, но упомянутые в книге Пола Рэнда «Дизайн: форма и хаос» Вильгельм Деффке и Карл Шульпиг создали для предприятий Германии потрясающие корпоративные знаки.

Немецкий экспрессионизм был ярким периодом в начале 20-го века. Он возник во времена колоссальных изменений по всему миру. Стремление к новому и отрицание старой художественной школы предоставили дизайнерам и творческим людям возможности, необходимые для новой волны самовыражения.
Altona A.D. Elbe
Argus Eye, Argus-Motoren-GmbH, 1917
Winged B, Brandenburgische Flugzeugwerke AG, 1917
Hansa und Brandenburgishen
Нажмите кнопку «Подробнее», если вас интересует информация о германском экспрессионизме в дизайне знака и логотипа. Если хотите купить книгу по специальной цене, то сделайте предзаказ и все обновления будут бесплатными.

Как получить скидку на книгу?

Получить скидку на книгу «История товарного знака и логотипа» — просто. Оплатите предварительный заказ и получите издание по специальной цене.

Глава №3. 1930-е
Переход к простым товарным знакам

После Второй мировой войны тенденции редуктивного дизайна из Германии стали мерилом для дизайнеров всего мира. Крупные бренды начали менять свои символы, убирая детали и делая знаки проще.
Дизайнеры стали упрощать знаки под влиянием социально-культурных событий.
IBM сменил декоративность в товарном знаки на простоту в монограмме из трех букв. Знак, который использовался с 1924 по 1946 год имел форму, напоминающую земной шар, опоясанный словом «International». Игра с типографикой «глобуса» был заменена простыми буквами «IBM» и гарнитурой «Beton Bold». Слева — старый знак 1924 года, справа — обновление 1946 года.
В 1937 году знак Volkswagen потерял декоративные детали, которые напоминали свастику, оставив только и монограмму из двух букв, вписанную в зубчатое колесо. Новая эмблема стала практичным символом, жестким и мужественным, а его пропорции стали сбалансированными. Слева — старый знак 1937 года, справа — обновление 1939 года.
В 1933 году компания называлась Кванон, по имени буддийской богини милосердия. В 1935 году в результате масштабного маркетинга название Canon было измерено и официально зарегистрировано в качестве товарного знака. Обновленный логотип справа стал преамбулой современного товарного знака Canon. Слева: вариант 1933 года, справа — 1935 год.

Глава №4. 1940-е
Влияние Америки на дизайн товарных знаков

В этой главе будут рассказаны интересные истории про выдающие знаки 40-х годов XX века: «Дитя войны» — Мисс Чикита банана, Пингвин Букс Яна Чихольда и культовая мишень от Лайки Страйк.
Расскажу о выдающихся дизайнерах послевоенного времени — это будет Пол Рэнд, Ян Чихольд и Раймонд Лоуи.
«Дизайн — это то, что заставляет кассу звенеть» — Раймонд Лоуи.
Пол Рэнд — отец графического дизайна и создатель культовых товарных знаков
В 1940-е гг. Пол Рэнд, американский дизайнер, который вырос на работах Баухауса, экспериментировал с элементарными геометрическими формами и простыми цветами. Он начинал как дизайнер обложек и создатель рекламы в журналах. В книге «Мысли о дизайне» 1947 года, которую он написал в 33 года, на примере собственных работ он делится мыслями о рекламной коммуникации между зрителем и дизайнером.
Логотип берет свое значение из качества товара, который он символизирует, а не наоборот.
Пол Рэнд, американский дизайнер

Глава № 5. 1950-е
Становление профессии графического дизайнера в Америке

50-е годы XX века стали поворотным моментом, когда графический дизайн использовался и как украшение, и как мощный инструмент маркетинга и продаж (Napoles 1988). Товарный знак использовался как главная особенность упаковки для убеждения покупателя (Capitman 1976). Автор первого логотипа IBM Пол Рэнд в 1956 году был убежден, что имиджевый дизайн усилит стратегию компании (American Trademark Designs, Capitman 1976).

В период с 1950 по 1960-е произошло несколько знаковых событий. В 1957 году Максом Мидингером создана Гельветика, на основе которой создано большое количество логотипов.

Начинали появляться первые профессиональные дизайн студии. Липпинкот и Маргулис, пионеры корпоративного знака и айдентики, дали определение «фирменному стилю» и «символу бренда». В конце 1950-х годов на конференции арт-директоров предложили передать дизайнеру творческую ответственность за всю работу — родилась профессия графического дизайнера.

Дизайнеры и студии создали культовые товарные знаки: Моторола, CBS, NH, Бетти Крокер и General Mills. В 1956 году Томас Уотсон-младший, директор IBM, нанял архитектора и промышленного дизайнера Элиота Нойса, в качестве своего первого консультанта по дизайну, создать программу корпоративного дизайна IBM.

К 1960-м годам были созданы прекрасные проекты такими дизайнерами, как Пол Рэнд, Лестер Билл и Уильям Голден, которые изменили отношение бизнеса к графическому дизайну. Бизнесмены наконец поняли, что «хороший дизайн — это хороший бизнес».
Corporate Identity Design, Veronica Napoles 1988
American Trademark Designs, Barbara Baer Capitman

Культовый знак New Haven Railroad Герберта Маттера

Филип Меггс «История графического дизайна»
Я ссылаюсь на Филипа Меггса, авторитетного историка по дизайну, который опубликовал книгу «История графического дизайна»
Филип Меггс в своем офисе, 1996 г. Фото: Деннис МакВотерс
Филип Меггс, авторитетный историк по дизайну. Один из первых преподавателей, создавших обзор истории графического дизайна, который не зависел от традиционной структуры истории искусства.
Заметная история, с точки зрения Филипа Меггса, произошла в 50-х годах с разработкой знака для New Haven Railroad. В апреле 1954 года президентом New Haven Railroad становится Патрик Макгиннис, жена которого инициирует «программу по переосмыслению корпоративного имиджа компании» — Design Observer. На творческую натуру Люсиль МакГиннис повлияло творчество Маттера, с которым они работали в офисе Флоренс Кнолл.
CBS — классический товарный знак от Уильяма Голдена
Простота знака и его адаптивность помогла найти путь к сердцу телекомпании с аудиторией и обеспечить мгновенную узнаваемость в течении многих десятилетий. По словам Саги Хавива (Chermayeff & Geismar) главная сила знака CBS в простоте, которая создана из элементарных графических элементов — два круга и две дуги, которые образуют изобразительный товарный знак. Эта простота является отличительной особенностью символа CBS, который даже сегодня выглядит современно на телевизионных и мобильных экранах.

Уникальность Уильяма Голдена, как арт-директора в том, что он был первым, кто мыслил вербально и визуально. Голден, как и Пол Рэнд, указывал на то, что дизайнеры должны продвигать себя как специалистов, ответственных за свой дизайн, наравне с копирайтерами, маркетологами и даже финансистами.

Уильям Голден и знак CBS
Символ CBS создан из элементарных графических элементов — это два круга и две дуги, которые образуют изобразительный товарный знак.

Комментарии

Оставьте, пожалуйста ваши предложения и комментарии. Напишите что вам понравилось или не понравилось. Пришлите информацию, которую хотите увидеть в этой главе, я готов обсудить и опубликовать с благодарностью к вам.
Click to order
Ваш заказ
Total: 
Ваше имя
Ваш емайл
Ваш телефон