Шрифты, типографика в дизайне

Типографика — это элемент хорошего дизайна.
Она окрашивает слова в нашем языке и придаёт им смысл.
ДЕНЬ 5/6
Как правило, типографику связывают с оформлением книги и созданием шрифта. Так сложилось исторически. В 1929 году Стенли Морисон дал определение типографики, ставшее классическим: «…искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению.» Сегодня типографику можно увидеть везде — на дорожном знаке и в мобильном приложении.
Содержание
1
История шрифта
Краткая история о том, как из наскального рисунка рождалась буква. От буквы до алфавита. Идеограмма или логограмма. Что такое графема.
2
Что такое типографика?
Определение термина «типографика», перевод Максима Жукова книги Эмиля Рудера «Типографика». Типографика — наука или искусство?
3
Анатомия шрифта
Строчная высота букв, кегль, интервалы. Семейство, гарнитура, шрифт, начертание. Стиль шрифта, вес, контраст.
4
Иерархия в вёрстке
Золотое сечение. Как создать свою систему. Использование традиционной схемы в дизайне книг и в веб-дизайне.
5
Классификация шрифта
Данный раздел содержит упрощенный взгляд на общую классификацию шрифтов. В основе положена «официальная» система Vox-ATypI.
6
Терминология
Терминология Владимира Ефимова и Владимира Кричевского. Небольшой справочник из основных терминов с иллюстрациями.
7
Сочетания шрифтов
Основные правила сочетания шрифтов на основе параметров. Рекомендации и трюки для гармоничного сочетания шрифтов.
8
Оптические иллюзии
Основные правила сочетания шрифтов на основе параметров. Рекомендации и трюки для гармоничного сочетания шрифтов.
9
Дополнительные материалы
Основные правила сочетания шрифтов на основе параметров. Рекомендации и трюки для гармоничного сочетания шрифтов.

История шрифта

Рисунок. От наскальной живописи в пещере Ласко до Финикийского алфавита

От буквы до алфавита

Первые буквы выглядели не так как мы привыкли их видеть. Древний человек, изображая охоту в пещере, передавал первое сообщение с помощью картинок. В дальнейшем рисунки стали пиктограммами, а буквы прошли долгий путь до современного изображения в алфавите. Первые буквы появились за долго до появления первых книг.

Пиктографическое письмо (от лат. pictus — нарисованный и греч. grpho — пишу) — рисуночное письмо, пиктография, отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков.
Пиктограммы были отвлеченными от фундаментальных понятий рисунками основных объектов и идей, таких как мужчина, женщина, огонь, еда, дерево и укрытие. Они выполняли функцию современных комиксов и рассказывали истории о охоте и быте древнего человека.
Идеограмма или логограмма
В логографическом письме появилась возможность передавать отвлеченные, сложные понятия и оно было понятно большинству народов, но грамматические изменения ему не под силу.
Утверждение «Человек не может не общаться» известно как первая аксиома коммуникации по Вацлавику (из книги Эрика Шрикермана «О шрифте»). В этой же книги автор рассказывает историю о том (исправлено "о то"), как его приятель посетил Японию и был необычайно расстроен тем фактом, что не мог прочитать ни ценников, ни дорожных знаков. Тех, кто был в этой стране, можно разделить на две группы. Первые умеют «читать» картинки и отсутствие текста не доставляет им дискомфорта, вторая группа людей чувствуют себя потерянными, потому что ничего не понимают.


Не обязательно подписывать внизу этот знак. Сообщение понятно на любом языке
Согласно Википедии, прародителем буквы была графе́ма (др.-греч. γράφω, «пишу» + суффикс «-ема») — минимальная единица письменности: в алфавитных системах письма — буква (или другое отражение фонемы), в неалфавитных системах письма — слоговой знак, иероглиф, идеограмма и другие.
Одна и та же графема принимает различную форму (аллографы, глифы, начертания), но сохраняет некоторую схему построения, «скелет» буквы или знака, дискретно отличающий его от других букв (знаков) данной письменности, независимо от гарнитуры шрифта, индивидуального почерка и прочего.

Пещера Ласко и схематичные изображения быков
«Человек не может не общаться.» — Поль Вацлавик
В «Книге про буквы: от Аа до Яя» Юрий Гордон приводит свои определения графемы. В одном из них он сравнивает конструкцию графемы с архитектурным сооружением, которое имеет колонны, крышу и основание, в другом — со зверем, у которого есть тело, лапы и хвост.
Что такое типографика?
На фото: Стенли Морисон на полосе газеты The Times, для которой Морисон разработал
знаменитый шрифт Times.
Согласно Википедии, типографика является одной из отраслей графического дизайна и представляет собой свод правил верстки печатного текста.

Как правило, типографику связывают с оформлением книги и созданием шрифта.Так сложилось исторически. В 1929 году Стенли Морисон дал определение типографики, ставшее классическим: «…искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению».

Стенли Морисон и Роберт Брингхерст определяли типографику как искусство, Ян Чихольд утверждал, что типографика — это больше наука, чем искусство. Эмиль Рудер определяет типографику как вид графического дизайна.
Эмиль Рудер «Типографика»
С лёгкой руки Максима Жукова на русском языке в 90-х годах появилась книга Эмиля Рудера «Типографика». В послесловии к книге Жуков пишет о том, что Рудер своим видением дополнил и расширил старые определения типографики, которые можно было найти в классических энциклопедиях. В трактовке Рудера, типографика — «это вид изобразительного искусства, род тиражной графики, чей художественный язык строится на применении типографского наборного материала: шрифта, украшения, линеек и т.п.» — пишет Максим Жуков.

Есть мнение, что в нашей стране этот термин стал широко применяться после выхода книги «Типографика» в переводе Максима Жукова.

Эмиль Рудер. Типографика
Легендарная книга в переводе Максима Жукова
«Типографика — …искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению». — Стенли Морисон
Основы типографики
Выбор шрифта — это очень серьёзно. Раньше шрифты создавались, чтобы решать проблемы при печати. Во времена печатного пресса и переноса краски с свинцовой буквы на бумагу, создатели шрифтов думали о износе буквы и затекании краски, поэтому на свет появился такие гарнитуры как Hermes и Block. Мягкие контуры и низкий контраст букв скрывали износ при печати и позволяли получить большее количество оттисков.

Сегодня мы получаем информацию на дисплее Retina, поэтому современный вид шрифтов отражение эстетических предпочтений дизайнера.

Строчная высота букв
Высота строчного знака определяет визуальный размер букв. Например высота строчных знаков у буквы «Х» Helvetica выше высоты Times New Roman. Размер шрифтов одинаков.

Сравнение высоты (на рис.) строчных знаков у знаменитых шрифтов: Helvetica и Times New Roman. Визуальный размер шрифта определяется высотой строчного знака. Это значение меняется и отличается между шрифтами. У шрифтов с большей высотой строчного знака меньше выносные элементы. Например, на рис. А шрифты набраны одним кеглем, но высота строчных знаков в Helvetica больше, чем в Times New Roman. Это надо иметь в случае, если вы подбираете подходящую пару выбранному шрифту. Ресурс Google Fonts поможет подобрать нужную пару по нескольким параметрам, и один их них это высота строчного знака.
Кегль
Слева. Кегль шрифта (point size) определяется одинаково как в металлическом, так и в цифровом наборе. Прямоугольники штрихом — кегельные площадки металлических литер или цифрового шрифта. И те, и другие определяют пространство, занимаемое буквами на странице.
Справа. Скриншот из графического редактора Adobe Illustrator.
Синяя линия показывает размер шрифта в пунктах.

Кегль (см. рисунок) — высота строчных букв + верхние и нижние выносные элементы + небольшое расстояние по краям. Ранее каждая буква отливалась самостоятельным блоком. Площадка, на которой она располагалась, была немного больше, чем сама буква. Отступы по краям площадки не давали соприкасаться с другими буквами. В современном, цифровом варианте шрифта кегль остался равен высоте площадки.
Типографский пункт (точка) — ед. изм. кегля шрифта.
Исторически сложилось указывать размер кегля в пунктах (pt). Существует несколько версий того, чему равна величина пункта. Подробнее можно прочитать в Википедии. Мы будем использовать величину, предложенную Adobe. Пункт — pt от англ. «point» — 1/72 дюйма. 1 дюйм = 72 пункта, поэтому пункт, введённый компанией Adobe, приравненный к 1/72 дюйма, то есть 25,5/72 мм = 0,3528 мм.
Интервалы
В примерах вверху: А — отрицательный, Б — нормальный, В — положительный трекинг. Слишком большой или маленький интервал выглядит неуместно и может затруднять чтение. Это не относится к специальным визуальным приёмам в графическом дизайне. Внизу на рисунке пример пробела в шрифтах IBM Plex Serif Regular и PT Sans Regular.
Трекинг — (от англ. tracking) — пропорциональное изменение расстояния между буквами (межбуквенных пробелов). Увеличение трекинга (разрядка) делает набор более разрежённым, светлым; уменьшение — более плотным и тёмным.
В отличие от кернинга, который регулирует расстояние между знаками в определенных парах («AV», «TA» и пр.), трекинг применяется к группе символов (слово, строка, абзац и т. д.).
Интервал между словами (на рисунке) равен строчной «i». Пробелы, больше чем эта величина ухудшают читабельность. Бытует мнение, что русском языке слова длиннее, чем в английском, поэтому пробел между словами может быть шире. В Adobe Illustrator стандартный пробел равен величине «i».
Как посчитать длину строки
Не делайте слишком большую или короткую длину строк. Знайте, что от 40 до 80 — оптимальное количество знаков в дизайне. Помните, что бывают исключения и не надо слепо следовать правилам. Простой способ вычислить длину строки с помощью метода Роберта Брингхёрста (Robert Bringhurst), который умножает размер шрифта на 30. Если величина кегля 10 px, умножая его на 30 получим 300 px или, приблизительно, 65 символов в строке.
Как рассчитать интерлиньяж
Хороший баланс между «воздухом» и цветом текста может зависеть от межстрочного расстояния. Можно рассчитывать интерлиньяж с помощью простой формулы «полтора». Для начинающих будет несложно запомнить правило.

Размер текста 16 пт, интерлиньяж — 24 px. 16 / 2 = 8 + 16 = 24.

Исключение: это правило хорошо работает в веб-дизайне. Делать верстку книги по этому правилу не самая хорошая идея.
Шрифт или гарнитура
На рисунке показана гарнитура IBM Plex Serif, которая состоит из 4 шрифтов.
Возможно, эти два слова в типографики путают чаще всего: шрифт (font) и гарнитура (typeface).
Семейство — это набор стилистически связанных гарнитур (serif, sans-serif, mono, condensed и др.) В настоящее время в состав семейства Public type входят 3 гарнитуры: «ПТ Санс»; «ПТ Сериф»; «ПТ Моно». Выпускать Санс и Сериф в рамках одного семейства — это один из шрифтовых трендов.
Гарнитура (typeface) — это набор шрифтов в едином стилистическом решении. Шрифты в гарнитуре могут быть разной ширины, насыщенности или стиля.
Шрифт (font) — это графически упорядоченная изображение знаков системы письма: букв, цифр, символов, знаков препинания и т. д. Например, шрифт IBM Plex Serif на macOs выглядит как «IBMPlexSans-Bold.ttf», а семейство — это целая папка с шрифтами в одном стиле.
Начертание — это графический стиль шрифта в рамках гарнитуры. Определяется пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (светлое, полужирное, жирное и др.) наклоном знаков (прямое, курсивное или наклонное) и декоративной обработкой контура знаков (контурное, оконтуренное, оттененное и др.).
Чтобы понять насколько велика разница между понятиями «шрифт» и «гарнитура» попробую привести пример из музыки.
«Гарнитура» — это музыкальный альбом группы из нескольких песен, объединенные стилем и звучанием, а «шрифт» — это песня в этом альбоме.
Стиль шрифта
Проиллюстрированы начертания шрифта Univers от Linotype в разных стилевых особенностях. А,Б — наклон шрифта: прямой, наклонный (курсивный). В, Г, Д — насыщенность шрифта: светлый, полужирный, жирный. Е, Ё, Ж — пропорции шрифта: узкий, нормальный, широкий.
Согласно справочнику Паратайп, начертание шрифта — это вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (светлое, полужирное, жирное и др.), постановкой очка, или наклоном знаков (прямое, курсивное или наклонное), декоративной обработкой контура знаков (контурное, оконтуренное, оттененное и др.).
Насыщенность – отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака.
Количество степеней насыщенности может быть очень большим, как у Univers от Linotype а их названия могут варьироваться. Многим шрифтам присущи три общих стиля: курсив, наклонный шрифт и капитель.
Курсив — печатный шрифт с наклоном основных штрихов приблизительно в 15°(убрано "и"), скруглёнными формами штрихов и их соединений, несколько напоминающий рукописный.
Не все шрифты имеют курсив, например, начертание Univers 45 Light Oblique на рис. Г не курсивный, а наклонный шрифт.

Наклонный шрифт (Oblique) — шрифт, который наклонён механически или программно и не отличается строением букв от прямого начертания.
Капитель — начертание в гарнитуре, в которой строчные знаки выглядят, как уменьшенные прописные.
Иерархия в вёрстке
Иерархия строится на контрасте и имеет несколько уровней. Контраст необходим для того, чтобы выделять главное, упорядочивать и быстро воспринимать информацию. Уровни контраста в типографике могут отличаться размером, цветом и типом шрифта.
  • Первая ступень имеет самый большой контраст; мы сразу замечаем заголовки первого уровня.
  • Вторая ступень: на этом уровне находятся подзаголовки. Именно на этой ступени находятся элементы, по которым пользователь быстро ориентируется в тексте
  • Третья ступень включает текстовые блоки, линии, различные элементы. Всё то, что мы называем контентом.
Вес шрифта
Благодаря весу вы можете управлять акцентами. Не так просто сбалансировать стили шрифта. Чтобы было проще, сфокусируйтесь на содержании текста или смысла. Определите характер и голос сообщения. Иногда смысл проще выразить нейтральным голосом.
Контраст
Контрастность должна учитываться при использовании шрифтов нескольких типов. Сначала определите отношения содержимого и назначьте подходящий вес. Так клиенты смогут лучше ориентироваться в вашем дизайне, когда есть четкие различия и ассоциации между контентом.

Не существует жестких правил, за исключением того, что следует соблюдать осторожность при использовании веса и размера, которые слишком близки друг к другу. Пользователи должны иметь возможность быстро воспринимать информацию и выявлять различия.
Масштаб
Масштаб создает последовательность в размерах элементов. Визуальная шкала типов превращает типографский баланс в заданное соотношение. Масштаб шрифтов играет очень важную роль. О нём нужно помнить и соблюдать правила. Например, заголовки должны быть больше, чем текст в разделе, заголовок H1 должен быть больше H2, и т.д. Самый крупный текст должен быть в теге H1, а самый маленький — H4-H6.
Помните, что размеры не должны сильно отличаться друг от друга.
Золотое сечение
Правило золотого сечения выглядит так: последующий больший или меньший текст должен соответствовать числу Ф (более точное значение — 1.618).
При разработке сайта подобный подход используют не всегда, однако традиционные схемы создания макетов так или иначе базируются на нем.
Как создать свою систему
1
Начните с базового размера. Возьмём в качестве примера 16 пикселей. Ваш базовый размер зависит от ваших требований к дизайну и является якорем вашей иерархии шрифтов. Это зависит от вас, но мы рекомендуем 16 пикселей и выше, особенно если вы разрабатываете текст для мобильных устройств.
2
Выберите множитель шкалы (1.618 для Золотого сечения, 1.250 для Major Third, 1.33 для Perfect Fourth). Умножьте ваш базовый размер на множитель и округлите до ближайшего целого числа.

16 × 1.618 =25,888 ≈ 26
3
Чтобы найти следующий больший размер, умножьте снова на множитель и округлите до ближайшего целого числа.

25,888 × 1,618 = 41,887 ≈ 42
4
Чтобы найти размеры меньше, чем ваш базовый размер, разделите вашу базу на множитель и округлите до ближайшего целого числа.

16 ÷ 1,618 = 9,889 ≈ 10
Классификация шрифтов
Слева три гарнитуры имеют засечки, отличительный признак шрифта. Helvetica — яркий представитель гротесков. Brush-up и Heroe — акцидентные шрифты.
Когда вы пытаетесь выбрать нужную вам гарнитуру перед вами стоит нелегкий выбор. Один из вариантов (см. рисунок) упростить классификацию шрифтов относительно их роли в дизайне. Выделим 3 большие группы:
  • Шрифты с засечками — антиква
  • Гротески, шрифты без засечек
  • Каллиграфические шрифты
Согласно ATypI — Международной ассоциации типографов в группу каллиграфических шрифтов входят: рукописные шрифты (Script), глиптальные шрифты (Glyptal types), акцидентные (display), Готическое письмо (Blackletter) и гэльский шрифт (Gaelic).

В реальной жизни дизайнера редко встречаются задачи с использованием глиптальных или гэльских шрифтов. Гораздо чаще мы работаем с декоративными и акцидентными шрифтами, поэтому в этой классификации приводится иная трактовка, отличная от официальной.
1. Антиквы (шрифты с засечками)
Имеют общий отличительный признак — засечки. Засечки — короткий, обычно перпендикулярный штрих на конце буквы, с которого начинается и которым заканчивается основной штрих знака.
Антиквы старого и современного стиля: венецианская, итальяно-французская, барочная, романтическая, брусковая.
2. Гротески (рубленные)
Характеризуются малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. Форма овалов, степень открытости знаков и разноширинность — отличительные признаки, по которым гротески условно делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические.
Первые гротески появились сравнительно недавно, в XIX веке в Англии. Для шрифта характерна простая и геометрическая форма.
3. Каллиграфические шрифты (Calligraphics)
Это декоративные, художественные шрифты. Они менее разборчивы, поэтому не используются для основного текста, но привлекают внимание. Акцидентный шрифт больше всего подходит для заголовка. Могут быть формальными и неформальными, также включают в себя готические гарнитуры.
Для декоративных шрифтов также целью является привлечь внимание. Делятся на новые или старые, на русской и латинской основе.
Рукописные шрифты имитируют почерк. Благодаря контуру, они кажутся лёгкими при любых размерах. Рукописные шрифты делят на формальные и неформальные. Впервые они появились примерно в XVIII веке.

Шрифты в дизайне

Использование шрифтов в дизайне
Шрифт Caslon с засечками используют для набора книг. Bodoni не используют для набора большого массива текста, но зато он блистает в заголовках журнала. Roboto Slab был создан для использования в цифровой среде.
Helvetica — швейцарский нож в графическом дизайне. Он входит в группу новых гротесков для универсального использования. Он хорошо смотрится на плакатах, в книжной наборе и в цифровой среде. Brush-up и Heroe — яркие примеры декоративных шрифтов. Им нашли применение в буквицах, и заголовках при оформлении глянцевого журнала.

Давайте рассмотри возможности типографики поближе. Начнём с одного из острых вопросов — сочетание гарнитуры и фирменного знака в фирменном стиле.
1
Шрифт и логотип

В этом примере может быть два сочетания — выразительный логотип и фирменный знак. Второй вариант — это просто логотип, созданный с помощью акцидентного шрифта.
2
Контрастные заголовочные шрифтовые пары

Это сочетание крупного заголовка и небольшого текста, типа анонса или врезки. Удачное решение для верстки статей для журналов или сайтов. Шрифты в такой паре могут быть полными противоположностями

3
Строгие текстовые шрифтовые пары

Это сочетание аккуратного подзаголовка и текстовой полосы. Такая пара пригодится для верстки статей со сложной структурой, где кроме заголовка есть подзаголовки и выделения внутри текста. Это преимущественно текстовые гарнитуры, антиквы, гротески и брусковые шрифты.

Сочетания шрифтов

Jack Qiao обучил нейронные сети (веб-сервис Fontjoy) подбирать гармоничные шрифтовые сочетания при помощи обучаемого алгоритма.
Сочетание шрифтов, вероятно, одна из самых интересных и сложных задачек в типографии. Там нет определенных правил и это делает процесс интересным. Конечно, есть рекомендации. Чтобы получить захватывающий вариант, от вас потребуется знание шрифтов, творческая смекалка и терпение. Результат превзойдет ваши ожидания и время, которое вы потратите окупится стократ.

В этом уроке рассказывается о двух простых трюках, которые дадут вам преимущество перед другими дизайнерами. Полная версия о способах гармоничного сочетания шрифтов даётся в платной версии этого курса.
Как правильно подбирать шрифты?
Гарнитуры Gotham Pro и Merriweather будут хорошо сочетаются, потому что у них очень близкие высоты строчных знаков.
1
Высота строчного знака

Самый простой способ подобрать несколько шрифтов для вашего проекта — взять за основу высоту строчного знака. Если высоты совпадают или очень близки, то такие гарнитуры хорошо сочетаются, так как имеют одинаковый визуальный вес.
Супер семейства PT Sans + PT Serif, Roboto + Roboto Slab, Noto + Noto Serif созданы, чтобы упростить дизайнеру выбор среди множества шрифтов. Соединяя шрифты из семейств дизайнеру проще найти гармоничные шрифтовые пары.
2
Шрифты из супер семейств

Использовать шрифты из супер семейств — ещё один способ найти гармоничное сочетание двух и нескольких шрифтов для проекта. Некоторые гарнитуры разрабатываются большой шрифтовой группой, но могут быть с засечками и без. Примеры таких семейств Roboto и Roboto Slab, PT Sans и PT Serif, IBM Plex Sans и IBM Plex Serif.

Сложно ошибиться, используя стили одного супер семейства. Они создаются именно с целью упростить дизайнеру выбор шрифта. Начните с этого способа. Он поможет развить навыки комбинирования шрифтов.
Совет
Не используйте слишком много шрифтов в одном проекте. Используйте два-три шрифта в веб-проектах. Этого бывает достаточно.

Конечно, бывают исключения. Как правило, в дизайне упаковки вам приходится искать баланс между 3-мя и более шрифтами. Например, один шрифт в названии бренда, другой — в преимуществах или заголовках, третий — в блочном тексте со служебной информацией.
Материалы
  1. Книга Тима Брауна | Сочетание шрифтов (гарнитур)
  2. Инструмент Canva для поиска сочетания шрифтов | Canva web tool
  3. Примеры (бесплатно) сочетания шрифтов | Typespiration
  4. Примеры стилевых сочетаний шрифтов | FontPair
  5. Поиск вдохновения в сочетании шрифтовых пар | typ.io
Терминология
Рис. А. У каждой части буквы есть свое имя. Главные термины, которые нужно знать: курсив, сериф, вертикальные и горизонтальные штрихи, строчные и прописные буквы, верхние и нижние выносные элементы.
Основные термины
Русская типографика сравнительно молодая, если сравнивать с европейской. Основы терминологии заложили Владимир Кричевский и Владимир Ефимов. В этом уроке мы следуем терминам Ефимова, потому что она ближе современным понятиям и созвучна с компьютерным терминам в графических приложениях. Для тех, кто ищет отличия в терминологии русской типографики рекомендую читать книги Владимира Кричевского «Типографика в терминах и образах» и Юрия Гордона «Книга про буквы: от Аа до Яя».

Для описания графической формы букв используют специальную терминологию. Вам необходимо знать ключевые термины, которые определяют букву: высота строчного и прописного знака, засечка, открытость букв, основные и соединительные штрихи и апертура.
доминирующий вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу знака. Как правило, основные штрихи толще, чем Соединительные. В округлых формах знаков основной штрих называется наплыв.
горизонтальный, наклонный или изогнутый штрих, соединяющий основные штрихи. В шрифтах с выраженным контрастом обычно тоньше, чем основной штрих.
в антиквенных шрифтах – короткий, обычно перпендикулярный штрих, которым начинается и заканчивается основной штрих знака.
В старой литературе иногда называется «отсечка». Один из основных признаков шрифтовой формы.
буква, которая по своему размеру меньше
прописной (заглавной) буквы и иногда отличается от нее и по рисунку, например, наличием выносных элементов.
Сериф, засечка
Основной штрих
Соединительный штрих
Строчная буква
степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты и открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой (Futura).
верхний выносной элемент строчной буквы, выступающий вверх, за верхнюю линию строчных, у латинских «b», «d», «f», кириллических «б», «ф».
Нижний выносной элемент — часть буквы или другого знака, опущенная ниже линии шрифта.
буква, отличающаяся от строчных высотой, а иногда и формой. С прописных букв начинают первое слово в предложении, имена собственные и другие слова, в соответствии с орфографией данного языка.
расстояние от линии шрифта до верхней линии строчных, то есть высота строчных букв без свисаний и выносных элементов (рост строчной «х»). Также называется «величина очка строчных».
Прописная буква
Апертура
Выносной элемент
Высота строчной буквы
Оптические иллюзии
Графический дизайнер Эмиль Рудер в книге «Типографика» отмечает особенность восприятия человеческого глаза. «Печатная литера, которую глаз, находит «правильной», не может быть построена. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и к более слабому восприятию вертикальных частей. Оптические иллюзии нельзя отбросить как пустяки, и всякий проектировщик должен представлять себе связанные с этим проблемы.»
Пауль Клее тоже выражает скептицизм к геометрии: «Мы конструируем и конструируем, а все же интуиция и доныне — хорошее дело. Без нее можно многое, но не всё.»
Понимание оптических иллюзий в типографике помогает создавать эстетически верные проекты.

А—геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте. B — при точном разделении нижняя часть кажется меньше по высоте. Ç — вертикальная линейка зрительно становится тоньше. D — горизонтальные линии зрительно удлиняют квадрат в высоту. E — вертикальные линии расширяют квадрат. F— черный квадрат при уменьшении выглядит как круглая точка. G—белый квадрат на черном выглядит крупнее своего брата на белом. рис H. K— геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину
Геометрия букв в шрифта построена на знании и понимании оптического эффекта. Основные вертикальные штрихи всегда толще, чем горизонтальные. Буквы, построенные на овалах зрительно кажутся меньше, чем их братья с вертикальными и горизонтальными штрихами, поэтому дизайнеры делают их выше и ниже базовых линий.
В местах, где соединяются основные и соединительные штрихи, вносят облегчающие «клинья», иначе будут образуются оптические залипы — см. рисунок. Острые углы в местах стыка штрихов облегчают, визуально показывая стройность соединений.

А— геометрически правильный центр находиться ниже оптической линии. B — верхнее и нижнее свисание в круглых буквах оптически выравнивает букву в размерах. Ç — оптические клинья улучшают восприятие и устраняют залипы.
Материалы
  1. Сочетания русских шрифтов | typotheque.com
  2. Генератор шрифтовых сочетаний | fontjoy
  3. Фильм Гельветика (Helvetica Film), 2007 | Видео
  4. Справочник Паратайп | Сайт
  5. Canva Font Combinations | Tool/collection
  6. А. Королькова «Шрифт в современном мире»
    | Видео
  7. Шрифты. Происхождение видов | Презентация
  8. Бесплатные шрифты | Телеграм канал
  1. Великие шрифты. Times New Roman | Статья Владимира Ефимова.
  2. Глава Таймс Нью Роман в книге «Великие шрифты»
    Скачать в pdf.
  3. Журнал о шрифте и типографике | Сайт Шрифт
  4. Энциклопедия Паратайп | Сайт
  5. Где взять шрифты | Google fonts, Myfonts
  6. Международная ассоциация типографов | TypI
  7. Калькулятор величин | type tool by Jeremy Church